Клаттеринг | Логопедия для нас

вторник, 13 октября 2009 г.

Клаттеринг

Клаттеринг - коммуникативное нарушение, которое влияет на способность индивидуума выражаться в ясной и/или лаконичной манере. ( Для сравнения: Полтерн - это патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера) Люди с клаттерингом часто указывают на то, что собеседники с трудом понимают их, объясняя это такими факторами, как их темп речи, четкость произношения и/или организация или правильность высказывания. Некоторые лица с клаттерингом говорят о том, что они часто слышат такие комментарии в отношении их речи, как «Говорите медленнее!», «Не бормочите!» либо «Откуда этот комментарий?»
Это коммуникативное нарушение впервые было описано в Европе в 1717 году. Первый учебник по клаттерингу был опубликован в 1964 году профессором Десо Вейсом. Несмотря на то, что клаттеринг исследовался немногими учеными, в последнее время среди профессионалов возобновился интерес к этому речевому расстройству. Результатом этого, а также благодаря восточно-европейской инициативе, явилось проведение Первой Международной Конференции по Клаттерингу в мае 2007 года в Болгарии. Шестьдесят специалистов из 18 стран встретились для обсуждения теоретических и практических вопросов в области клаттеринга. Именно на этой конференции было принято единодушное решение о создании Международной Ассоциации по Клаттерингу (ICA).
 (см. статью Ю.О.Филатовой "Клаттеринг в XXI веке" в журнале "Дефектология" №5,2007 )
Признаки клаттеринга 
Речевая симтоматика:
• ускоренный и/или нерегулярный темп речи
• недоговаривание окончаний слов
• пропуск или искажение звуков или слогов
• недостаток пауз между словами
• множество фальстартов и остановок во время речи
• чрезмерное использование неплавностей в устном высказывании: слов-эмболов типа «ммм», «эээ», повторов слов, повторов или пересмотров фраз; в отличие от заикания эти показатели неплавности НЕ обусловлены судорожным состоянием мышц речевого аппарата
• трудности замедления темпа речи, даже после акцентирования на этом
• трудности почерка, разборчивость которого в процессе письма снижается
• трудности правильного напечатания слов, с чем связана, например, необходимость дополнительного редактирования сообщений электронной почты
• речь чаще улучшается в структурированных ситуациях общения, когда человек активно управляет ею, например, при видеосъемке; речь чаще ухудшается в спонтанной беседе, когда человек расслаблен.
Неречевая симптоматика:
• стремительность мыслей
• трудности мыслительной организации
• слова и мысли воспроизводятся иначе, чем планируется
• тенденция к прерыванию партнера по коммуникации
• недостаток осознания смазанности артикуляции
• трудности концентрации (удержания) внимания при чтении и/или разговоре



Интересная вещь, связанная с клаттерингом и отличающая его от заикания, - это то, что многие лица с клаттерингом не осознают свою коммуникативную проблему. Это является одной из причин поздней диагностики этого речевого нарушения. Другая причина, препятствующая ранней диагностике клаттеринга, связана с тем, что окружение и специалисты в связи с незнанием этого речевого расстройства расценивают такую речь как заикание или речь в состоянии тревожности. Следует, однако, отметить, что клаттеринг может достаточно часто сосуществовать с заиканием.
Окончательный диагноз может быть поставлен только логопедом.
Более детальное исследование клаттеринга описано в работе председателя исследовательского/академического комитета Международной Ассоциации по Клаттерингу, кандидата педагогических наук, доцента кафедры логопедии Московского государственного педагогического университета, специалиста по нарушениям плавности речи Филатовой Ю.О. "Психолого-педагогические критерии выявления клаттеринга у школьников"
 «Клаттеринг в XXI веке» (выдержка)
Ю.О. Филатова
Московский педагогический государственный университет
''С 12 по 14 мая 2007 года в Болгарии проходила Первая Международная конференция по клаттерингу, организаторами которой выступили Юго-Западный Университет «Неофит Рильски" (далее — ЮЗУ «Неофит Рильски»), Благоевград. Болгария, Университет Адельфи, Нью-Йорк, США и Американская организация по заиканию (Stuttering Foundation of America). Формат конференции предполагал устные и стендовые доклады, а также семинары.''
 Итог 
Важным итогом конференции стало создание Международной организации по клаттерингу (International Cluttering Association). Удалось утвердить ее рабочий комитет, определить первостепенные задачи: прежде всего это организация обмена информацией между исследователями, практиками и лицами с клаттерингом посредством вэб-сайта, международных конгрессов, создания международного журнала о клаттеринге в целях повышения осознания клаттеринга, а также организация интерактивной группы поддержки лиц с клаттерингом. Намечено расширение международного исследовательского сотрудничества научных работников, практиков и людей с клаттерингом в виде участия в совместных проектах.
Завершая Первую Международную конференцию по клаттерингу, профессор К. Св. Луис (США) обозначил общую программу работы на ближайшее десятилетие. Во-первых, необходимо выработать определение клаттеринга, удовлетворяющее научным и практическим целям с центральным звеном — темп речи. Во-вторых, провести исследования, направленные на изучение природы расстройства: сбор эпидемиологических данных для определения возраста возникновения нарушения: изучение течения расстройства; его сосуществования с другими речеязыковыми, психологическими и поведенческими особенностями; дифференциальная диагностика клаттеринга и сходных нарушений; выявление факторов риска возникновения клаттеринга. В-третьих, требуется усовершенствование диагностического аппарата и систематизация применяемых коррекционных воздействий с выделением первичных и вторичных целей и, в-четвертых, повышение профессионального уровня логопедов и информирование общественности о клаттеринге.

http://associations.missouristate.edu/ica/Translations/Russian_Translation.htm
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...