Кейс № 1. Зачем нужна речевая карта? | Логопедия для нас

четверг, 14 октября 2010 г.

Кейс № 1. Зачем нужна речевая карта?



Описание ситуации:

На днях встретила в поликлинике знакомого логопеда. Была приглашена в кабинет (хороший! - просторный и светлый). И всё бы хорошо, но голос был немного встревоженный.
Оказалось, что "кто-то" прислал на кабинет распечатанные формы речевых карт, тем самым обязав заполнять их на каждого ребенка, посещающего занятия у логопеда. Карты вполне обычные, не маленькие и не большие, средние, в виде книжечки, с вполне привычными графами: "Анамнез. Сведения об окружающем. Словарь. Звукопроизношение........ Заключение. Направления работы. Динамика."
Обычная вроде карта, в детском саду логопед видела и не такие, откуда тогда такая тревога? Оказывается, волнует вот что:
- логопеды поликлиник никогда (по крайней мере, конкретный человек никогда такого не видел!) не заполняли никаких речевых карт и т.п., ограничиваясь только записью в журнале первичного приема;
- зачем тогда они нужны?!
- не первая ли это ласточка, и у логопедов поликлиник все ещё впереди (перспективное планирование, календарное планирование, конспекты ежедневных индивидуальных занятий и т.д.);
- как их заполнять на детей разного возраста, ведь у логопеда встречаются как дети раннего возраста, так и подросткового...

Что думаете, как найти ответы на вопросы?
Так зачем она нужна, эта речевая карта?
Пишите в комментариях или на форуме

13 коммент. :

hanna комментирует...

Думаю, основное предназначение речевой карты - создание "общей картины" для того, чтобы проще было выстроить план работы...Ну и динамику можно проследить путем повторных заполнений р.к. в процессе работы с ребенком.

Н.В. комментирует...

Cогласна, Анна! Но вот почему-то часто из речевой карты совсем не видно ребенка. Из-за этого она превращается в формальность - заполнил и забыл. Как сделать её информативной?

Т.В. комментирует...

Кажется многие коллеги не видят смысла в речевых картах(((...и очень жаль((.. А всё идёт с институтской скамьи - от студентов требуют помимо ведения уймы документации на практике ещё и заполнения речевых карт (....только успевай заполнять....где же взять грамотные речевые карты????).А так как документации очень много, многие студенты не уделяют должного внимания её составлению и как следствие - заполнению((
А ведь речевая карта - это не просто лишняя бумажка. Речевая карта - это отчасти речевой паспорт ребенка.
Поэтому такое предложение - предлагайте студентам составлять свои собственные речевые карты, для детей разного возраста,для разных речевых нарушений, уделяйте время для анализа, коллективного обсуждения карт))
А я со своей стороны желаю Вам удачи в этом сложном, но очень важном процессе)

Н.В. комментирует...

Т.В., полностью разделяю Ваше мнение о "речевом паспорте ребенка"! А вот по поводу практики... Разве кто-нибудь заставляет студентов заполнять какие-то определенные речевые карты? По-моему, это студенты идут по пути наименьшего сопротивления и берут готовые шаблоны, в которые загоняют +,-,выполняет (не-)... И тогда получается, что ребенка-то совсем не видно! А потом, как Вы точно подметили, переносят это на практику и хранят свои карты в столе от сентября к сентябрю или от проверки к проверки. Карты нужны, но какие?!

Анонимный комментирует...

Пожалуйста, объясните студенту заочного отделения чем отличается речевая карта от протокола. Нужно ли указывать в речевой карте задания, например: подвижность губ(вытягивание губ хоботком, вибрация губ и др.), активный словарь(овощи, фрукты и т.д.).Нужно ли указывать результаты обследования памяти, внимания, мышления, интеллект; кто должен проводить обследование этих психических функций(психолог или логопед)? Какие выражения использовать при заполнении речевой карты(или символы - +)? Приведите пример. Заранее огромное спасибо.

Н.В. комментирует...

Анонимный, сочувствую Вам! Вряд ли в скором времени Вы получите ответы на все Ваши вопросы, хотя они, без сомнения, очень актуальны и важны. Просто ответы на многие из них и есть, возможно, решение данного кейса. Но Вы очень четко поднимаете вопрос о разнице речевой карты - протокола обследования речи - схемы обследования, в том числе разницу между логопедическим и психолого-педагогическим обследованием. Кто-нибудь может развести эти "явления"?!

Н.В. комментирует...

Да, что-то совсем долго нет никаких идей! Что так? Так нужна логопеду речевая карта или нет? Если нужна, то какая? И зачем? Простые вопросы ждут простых ответов. Неужели нам нечего сказать?

Ирина Б. комментирует...

Здравствуйте!
По поводу разницы между логопедическим и психолого-педагогическим обследованием хотелось бы высказать некоторую мысль.Дело в том, что как "правильно писать" обычно указано в нормативных документах. Поэтому если обратиться, например,к положению о ПКПП, а именно к главе 4, то мы увидим следующее:
Глава 4.
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПУНКТА. ОБОРУДОВАНИЕ.
24. На пункте должна быть следующая документация:
• список детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, утвержденный директором государственного ЦКРОиР, и (или) заключение ЦКРОиР;
• карты психолого-педагогического обследования ребенка;
Т.е. дефектологу, который работает на пункте в школе надо ЗАПОЛНЯТЬ КАРТЫ психолого-педагогического обследования.

Ирина Б. комментирует...

Речевые карты нужны!!!
Все таки классику не стоит отменять!!!!!!

Н.В. комментирует...

Ирина Б., спасибо за основательный аргумент в виде нормативного документа! Мы то против классики ничего не имеем! Мы вот сомневаемся в "инновациях" - речевые карты с картинками, речевые карты с баллами, речевые карты с профилями.... А как классика-то это выглядит, кто-нибудь помнит?))

Н.В. комментирует...

Ирина Б., а почему Вы думаете, что раз уж "карты психолого-педагогического обследования" должны быть на пункте, то их обязательно должен заполнять только учитель-дефектолог (для нас=логопед)? Всякая ли речевая карта=карта психолого-педагогического обследования и наоборот, всякая ли карта...?

Ирина Б. комментирует...

Карты с картинками и профилями - это можно было бы использовать. Но профили уже используются логопедами (в сокращенной методике Фотековой). А картинки прямо в карте должны быть? или как приложение к карте?
Наталья Валерьевна Вы, что уже не работаете на кафедре?

Н.В. комментирует...

Да, картинки прямо в карте. Смотрится интересно и красиво, не спорю, но не очень понимаю, зачем? Карта вроде как предназначена для специалиста, человека взрослого))) Ирина Б,а Вы сами профиль "по Фотековой" легко читаете? Можете по профилю рассказать про ребенка?

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...