Логопед - speech therapist: чем похожи и чем отличаются? | Логопедия для нас

среда, 21 декабря 2011 г.

Логопед - speech therapist: чем похожи и чем отличаются?

На библиотечном проекте Google-книги случайно обнаружила книгу М. Грегори "Хроники карьеры: взгляд изнутри (профессионалы о плохом и хорошем в своих профессиях). Вот какую аннотацию на книгу дают издатели русской версии:

Уникальность книги в том, что Грегори собрал в ней множество мнений представителей самых разных профессий. Всего он опросил более 750 человек (в США - Н.В.). Люди откровенно отвечают на вопросы о том, совпали ли их ожидания от профессии с реальностью, что им больше всего нравится и не нравится в их работе, какие карьерные перспективы можно ожидать в их области. В результате о каждой из профессий, описанных в книге, у вас сложится объективное мнение. Вы узнаете о многих подводных камнях выбранной сферы деятельности и сможете проверить свое решение на прочность. Несмотря на то, что книга создана на американском материале (в частности, суммы зарплат указаны в долларах и действуют в США), большая часть сведений актуальна для российских читателей. 

И что Вы думаете? Среди таких профессий, как телерепортер, IT-специалист, почвовед, бухгалтер и т.д. на 206-218 страницах узнаем ответ на вопрос "Если Вы хотите стать логопедом". В предисловии М.Грегори отметил, что остановил свой выбор именно на тех профессиях, которые "предоставляют реальные возможности для трудоустройства". Перед тем, как начинать описывать специфику профессии логопед, автор приводит наиболее часто встречающееся мнение опрошенных им специалистов, и среди прочего читаем:
"Однако, наша профессия должна быть более специализированная. Логопедам приходится работать с пациентами, чьи трудности общения и расстройства речи вызваны целым букетом причин - от снижения слуха до аутизма и инсульта. Временами чувствуешь себя ошеломленным  разнообразием факторов, вызывающих отклонения" Вам это ничего не напоминает?
Ну и дальше о самой профессии:




- Дефектологи и логопеды даруют возможность миллионам людей, испытывающим ограничения, улучшить свою жизнь. 

- В перечне специальностей данные специалисты официально именуются speech and language pathologists (патологи речи и языка) или speech therapist (логопедами). 

- Как профессионалы, они оценивают, диагностируют, лечат и предупреждают нарушения, связанные с речью, когнитивным общением, голосом, глотанием, беглостью речи и др. 
Аудиологи, которые работают с нарушениями слуха, равновесия и ушными заболеваниями, близки к ним по профилю. Обе профессии объединены в одну профессиональную национальную организацию - Американскую ассоциацию речи-языка-слуха (ASHA), в которую входит более 127тыс. членов. 

- Логопеды работают с людьми, которые не могут воспроизводить звуки речи или говорят невнятно; у которых существуют проблемы со скоростью и беглостью речи, например, заикание. Они помогают тем, кто страдает нарушением тембра (имеет чересчур тонкий или грубый голос), а также тем, кто хочет улучшить свои коммуникационные навыки путем изменения акцента. К логопедам и дефектологам обращаются и такие люди, у которых наблюдаются расстройства когнитивного характера-внимания, памяти... Эти специалисты также занимаются людьми, у которых затруднено глотание. 

- В качестве отдельной профессии логопедия в США возникла в 1925г. Между 1945 и 1965 годами были разработаны многие методики диагностики и лечения расстройств психики и заболеваний, вызывающих патологии в области общения. Какое-то время языковые нарушения рассматривались как лингвистические по своей природе и лечились отдельно от речевых. Начиная с середины 1970-х такой подход был пересмотрен и сегодня профессия логопеда сочетает в себе коммуникативный, лингвистический и культурный контексты. 

- Трудности с речью, языком и глотанием могут проистекать из разнообразных причин, таких как инсульт, ЧМТ, задержка или нарушение развития, неспособность к обучению, церебральный паралич, волчья пасть, голосовая патология, умственная отсталость, потеря слуха или эмоциональные проблемы. 

- Логопеды используют качественные и количественные методы оценки, включая стандартизированные тесты, а также специальные инструменты для анализа и диагностики степени и характера затруднений с речью, языком и глотанием. 

- Логопеды строят свою работу, исходя из особенностей и потребностей каждого больного. Людям с полной неспособностью к речи или сильным её затруднением специалисты помогут освоить расширенный или альтернативный метод общения, в том числе с применением автоматизированных устройств и языка жестов. Они учат своих пациентов правильно воспроизводить звуки, помогают обрести нормальный тембр голоса или развивают их устные и письменные языковые навыки, способствующие их более эффективному общению. Кроме того, они могут посоветовать, как укреплять мускулы горла или глотать без риска подавиться едой или жидкостью. 

- Для занятия логопедией необходимо иметь степень магистра. Кроме того, 47 штатов требуют, чтобы логопеды получали лицензию, если они собираются работать в системе здравоохранения; для получения лицензии им необходимо выдержать государственный экзамен по логопедии, имея при этом 300 часов опыта клинической практики. Однако только дюжина штатов требуют эту лицензию в качестве условия для выдачи разрешения на работу в государственных школах и позволяют логопедам практиковать, если, имея диплом учителя, они обладают степенью магистра в области логопедии. Более двух сотен институтов и университетов в США предлагают бакалаврские программы по специализации в логопедии.... Выпускники также получают клиническую практику в области коммуникативных нарушений. 

- Население в США стареет, параллельно происходит рост числа таких заболеваний, как инсульт и потеря слуха. Прогресс в медицине также увеличивает шансы на выживание жертвам травм и инсульта. Обе эти тенденции улучшают карьерные возможности в области логопедии. Кроме того, занятость логопедов в системе образования будет повышаться в связи с умножением количества начальных и средних школьных учреждений, а также благодаря тому, что федеральный закон гарантирует специальное образование и сопутствующие услуги всем детям с ограниченными возможностями. 

- В соответствии с данными Статистического управления Министерства труда США, число логопедов составляет около 96 тыс человек

- В соответствии с данными Статистического управления Министерства труда США, средняя ежегодная зарплата логопеда составляет 52 410$; средний уровень зарплаты варьируется от 34 720$ до 82 420$. Традиционно самые низкие оклады имеют те, кто работает в школах и других образовательных учреждениях.

Далее М. Грегори публикует выдержки из опроса логопедов:

⃝ многие отмечают несоответствие институтской подготовки и реальной работы: "институт и магистратура дают неплохое общее представление, но существует столько различных проблем, с которыми приходится сталкиваться практикующему логопеду, что резкий переход из мира университетской науки к профессиональным реалиям может обескуражить"; при оценке качества курсов, прочитанных в институте и магистратуре, с точки зрения подготовки к профессиональной деятельности, многие отмечают, что "оказались совсем не готовы к манере поведения пациентов и их семей", что в институте "совсем не уделяют внимание вопросам создания своей собственной практики";
⃝ на вопрос "Что Вас больше всего удивило в выбранной профессии?", многие отвечали: "разница между уровнями доходов: частнопрактикующий специалист может получать вдвое больше, чем школьный логопед" и "трудности, с которыми сталкиваешься, пытаясь убедить родителей ребенка строго следовать рекомендациям";
⃝ На вопрос "Сколько часов в неделю Вы тратите на свою работу?" можно встретить следующие ответы: "Я работаю логопедом в школе, около 35 часов в неделю я провожу в школе"; "Я работаю в больнице, где постоянно сдвигается рабочий график. в среднем получается 30-48 часов в неделю" и "Я частнопрактикующий логопед, поэтому могу устанавливать себе рабочую нагрузку в соответствии со своими возможностями и желаниями, что в свою очередь, позволяет мне уделять достаточно времени семье. Количество рабочих часов варьируется от 15-20 до 25-30."
⃝ большинство опрошенных считают, что "карьерный рост в рамках школы крайне ограничен - можно брать большее количество часов, но при этом получать мизерные прибавки к доходу" и "работы полно, если Вы её ищете", а "карьерный рост в рамках нашей профессии - прежде всего увеличение числа рекомендаций, исходящих от пациентов или организаций.

А вот среди ответов на вопрос "Выбрали ли Вы снова эту профессию?" мне понравился этот ответ: "Да, Вы не станете богатым, но сможете неплохо жить и помогать тем, кому это необходимо".